>Homo-Orchestra/project>Хармс/Часть II

Действующие лица:

Велемир Хлебников /поэт, футурист - создатель зауми/
Ал.Крученых, братья Бурлюки /футуристы: поэты, художники, теоретики в области стихосложения, продолжатели дела Хлебникова (фонические стихи)./
Владимир Маяковский /поэт с художественным образованием, кубофутурист/
Ал.Туфанов /теоретик Зауми, Велемир II, организатор "Ордена Заумников DSO"/
Михаил Ларионов /художник, теоретик "лучизма" в живописи/
Филиппо Томазо Маринетти /художник (Италия), "вождь футуризма"/
Казимир Малевич /художник, основатель супрематизма/
Л.Юдин, В.Ермолаева, И.Чашник, Н.Суетин /последователи и сотрудники К.Малевича/
Павел Филонов /художник, поэт, создатель и практик теории сделанности картин, автор "Пропевени о проросли мировой"/
А.Порет, Н.Глебова /последовательницы и ученицы Филонова/
Игорь Терентьев /режиссер ("Ревизор"), исследователь в области фонологии/
Владимир Татлин /художник, скульптор, вел практическую работу в Гинхуке и вне его, представитель "конструктивизма"/
Н.Удальцова, Л.Попова, В.Ходасевич, братья Веснины /последователи и сотрудники В.Татлина/
Иван Пуни /организатор выставок футуристов, их почитатель/
Николай Пунин /искусствовед, почитатель Татлина и автор первой монографии о нем/
Айседора Дункан /теоретик и практик в области танца/
Михаил Матюшин /музыкант, художник - руководитель группы "Зорвед", теоретик "Зорвед" (новая система видения мира)/
Е.Вигилянский /друг Туфанова, ведущий актер труппы "Радикс"/
А.Введенский, Д.Хармс /писатели, поэты, чинари, представители обэриу. Работали в области театра абсурда/
Яков Друскин /одноклассник А.Введенского, чинарь, один из загадочных философов Ленинграда 20-30х годов. (Второй - Л.Липавский, тоже чинарь)/
Н.Заболоцкий, И.Бахтерев, К.Вагинов, Б.Левин /поэты, писатели, обэриуты/
Действие разворачивается главным образом в Петербурге-Петрограде-Ленинграде 1910-30-х годов. Начинается оно внезапно с предложения к написанию стихотворения...
1912
"В конце года Давид Бурлюк как-то сказал мне: "Напишите стихотворение из "неведомых" слов". Я и написал "Дыр бул щыл", пятистрочие, которое и поместил в <...> книжке "Помада" (1913). В этой книжке было сказано: стихотворение из слов, не имеющих определенного значения." (со слов Алексея Крученых - 1959)
Проходит выставка кружка М. Ларионова "Ослиный хвост", Татлин выставляет 52 работы.
После внезапного разрыва отношений с М.Ларионовым, Владимир Татлин организует свою мастерскую, в которую входят братья Веснины, В.Ходасевич, в дальнейшем - Л.Попова, Н.Удальцова, иногда появлялся К.Малевич. Началась полоса интенсивной работы над обнаженной натурой и композиционных исканий.
П.Филонов участвует в закрывшейся в январе 3-ей выставке "Союза Молодежи" (в Петербурге) и в совместной выставке "Союза молодежи" и группы "Ослиный хвост" (в Москве). Потом в течение половины года путешествует по Европе.
Дыр бул щыл
Убешщур 
Скум
Вы со бу
Р л эз
1913
Выпущен сборник Алексея Крученых "Помада". В нем есть одно новое стихотворение "Дыр бул щыл". Появление "зауми". Фонетика стала нести звукоподражательную функцию. Крученых - самый радикальный из заумников с репутацией "нигилиста-разрушителя" и его творчество получило неоправданный эпитет "антисоциальное". По совету Н.Кульбин и Крученых выпустили "Декларацию слова как такового", где впервые возвещен заумный язык и дана более полная его характеристика и обоснование. "Художник волен выражаться не только общим языком", языком понятий, но и "личным" языком, а также языком "не имеющим определенного значения, заумным". Свободный язык позволяет "выразиться полнее". Выпущена первая книжка Вл.Маяковского "Я!".
Татлин, братья Бурлюки, Моргунов и Малевич приняты в члены "Союза молодежи". В мастерской Татлина действует "кубистический кружок", в деятельности которого участвуют К.Малевич, Р.Фальк. Татлин выставляется вместе с "Бубновым валетом" и работает над сценографическим циклом к опере "Жизнь за царя" ("Иван Сусанин") для выставки "Мир Искусства". В его творчестве наступает фаза "аналитического искусства".
Программная книга "Трое" (соавторство Велемира Хлебникова, Елены Гуро и Алексея Крученых). Из вступления: "Слово шире смысла". Обложка сделана К.Малевичем.
Книга "Победа над Солнцем" (соавторство Велемира Хлебникова, Алексея Крученых и Казимира Малевича). В закончившейся в начале года последней выставке "Союза молодежи" были представлены кубофутуристические работы.
Постановка трагедии "Владимир Маяковский" в петербургском Луна-Парке. Текст - Владимира Маяковского. Декорации - Павла Филонова.
Малевич участвует в выставке "Мишень", организованной М.Ларионовым в Москве, представив в противоречие его лучизму свои изображения форм, как бы покрытых металлом, что в дальнейшем будет названо "заумный реализм" ("Лесоруб", "Точильщик" и др.).
Проходит "Первый всероссийский съезд футуристов". Участвуют: К.Малевич, М.Матюшин, А.Крученых. Результатом стала публикация манифеста, объявляющего о создании оперы "Победа над солнцем".
В петербургском Луна-парке поставлена опера "Победа над солнцем", текст А.Крученых, музыка М.Матюшина, декорации и эскизы костюмов сделаны К.Малевичем. Пролог к опере написан В.Хлебниковым.
1914
Статья Айседоры Дункан "Что я думаю о танце". Рассматривается теория флюидов. Природа есть непрерывное движение, и танец должен передавать флюиды земной энергии. К 20-м годам танец был под влиянием этой теории.
Павел Филонов публикует манифест "Сделанные Картины".
Издается "Изборник стихов" Велемира Хлебникова, иллюстрированный П.Филоновым.
Футуристы выпускают сборник "Рыкающий Парнас". Иллюстрации П.Филонова.
В январе приезжает "вождь футуризма" Ф.-Т.Маринетти. В феврале в Москве Малевич и Моргунов проводят футуристическую "демонстрацию" на Кузнецком, отвороты их пальто были украшены красными деревянными ложками. В тот же период Малевич участвует в дискуссии о современном искусстве, организованной "Бубновым валетом"; вместе с Татлиным отказывается от членства в "Союзе молодежи".
После объявления войны Германией России, Малевич рисует шесть антинемецких агитационных плакатов в стиле русского лубка; другие плакаты созданы Ларионовым, Д.Бурлюком, Лентуловым; Маяковский пишет тексты.
1915
Статья Александра Туфанова "О поэзии Игоря Северянина". "Нам нужна музыкальная теория стиха. Поэтов-ремесленников, не знающих теории и потому занимающихся перепевами, много, но мало среди них истинных художников, которые соединяли бы в себе поэтическое творчество со знанием современной техники стихосложения".
Вышла книга Густава Майнринка "Голем"
Владимир Маяковский заканчивает написание поэмы "Облако в штанах", посвятив ее Лиле Брик, которую оставит на попечение государства после своей смерти. В этой поэме он провозглашает себя "тринадцатым апостолом", дающим новый бунтарский завет, он говорит с Богом на равных "я думал, ты божище, а ты - недоучка, маленький божик". Данное произведение Вл.Маяковского свидетельствует о появлении Нового человека, Нового поэта, человека и творца Будущего.
Поэма Павла Филонова "Пропевень о проросли мировой". Стиль - "сдвиговая проза", так называемая неологическая поэма.
И.Пуни организует "Первую Футуристическую выставку Трамвай В", в ней принимают участие К.Малевич, И.Клюн, Л.Попова, Н.Удальцова, В.Татлин, на открытии костюмы участников были украшены красными деревянными ложками.
"Последняя Футуристическая выставка Ноль, десять" ("0,10"). К своим картинам Малевич применяет поняти "новый реализм". Это понятие пройдет через все его последующие исследования. Из "характеристики" Малевича в буклете выставки: "Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер тогда только увидим чисто-живописное произведение. / Я уничтожил кольцо-горизонта и вышел из круга вещей, с кольца горизонта, в котором заключены художник и формы натуры. / И только трусливое сознание и скудность творческих сил в художнике поддаются обману и устанавливают свое искусство на формах натуры, боясь лишиться фундамента, на котором основывал свое искусство дикарь и академия. / Воспроизводить облюбованные предметы и уголки природы, все равно, что восторгаться вору на свои закованные ноги. / Только тупые и бессильные художники прикрывают свое искусство искренностью. / В искусстве нужна истина, но не искренность. / Вещи исчезли как дым, для новой культуры искусства и искусство идет к самоцели творчества, к господству над формами натуры."
1916
П.Филонов служит в действующей армии на Румынском фронте.
К.Малевич выпускает брошюру "От кубизма и футуризма к супрематизму. Новый живописный реализм". В введении к ней использована декларация к выставке "0,10". "Наш мир искусства стал новым, беспредметным, чистым./ Исчезло все, осталась масса материала, из которого будет строиться новая форма./ В искусстве супрематизма формы будут жить, как и все живые формы натуры".
В начале года И.Пуни вместе с К.Малевичем читает "публичную научно-популярную лекцию супрематистов" о кубизме, футуризме и супрематизме.
В.Татлин организует футуристическую выставку "Магазин".
1917
Февральская революция.
К.Малевич присоединился к объединению левых художников, был избран в московский Совет Солдатских депутатов, где стал председателем художественного отдела.
Октябрьская революция.
1918
Статья Александра Туфанова "О жизни поэзии". Одна из мыслей: жизнь есть нечто беспрерывное, тогда как разум способен понять лишь то, что определено или лимитировано временем. Написана под влиянием книги Бергсона "Творческая революция" (Французская философия). Дана теория Зауми: только поэзия способна охватить то, что недоступно разуму. Туфанов начинает говорить о текучести как о поэтическом принципе.
П.Филонов возвращается в Петроград.
А.Блок пишет поэму "Двенадцать", власть большевиков воспринимает ее как революционное произведение, хотя Блок с этим не согласен, и использует ее как гимн. Поэма характеризуется разорванным или комбинированным размером (ритмом), очень разнородна по темам и своим языком символизирует негармоничность и отсутствие равновесия в жизни, связанное с революцией.
1919
В феврале проходит конференция, на которой принято решение об организации Музея Художественной Культуры (МХК), где будет представлено только современное искусство.
В Москве проходит выставка "Беспредметное творчество и супрематизм", среди участников - А. Веснин, Попова, Клюн, Розанова, А.Родченко (выставил в противовес Малевичу серию "черное на черном"), К.Малевич (он выставил серию композиций "белое на белом")
Опубликована декларация Алексея Крученых "Фактура слова". "Структура слова или стиха - это его составные части (звук, буква, слог и так далее), обозначим их а-б-в-г. Фактура слова - это расположение этих частей (а-в-г-б или б-в-г-а или иначе), фактура - это делание слова, конструкция, наслоение, накопление, расположение тем или иным образом слогов, букв или слов". Воздействие на внешние структуры языка дает влияние на его внутреннюю структуру, смысл. Введены новые понятия. "Смысловая <фактура>: ясность и запутанность фраз, популярность и научность, заумный язык и обычный (книжный и обиходный), первый воспринимается легче, почти без мысли! <...> Синтаксическая <фактура>: пропуск частей предложения, своеобразное расположение их, несогласованность - сдвиг "белый лошадь хвост бежали вчера телеграммой". Кроме того фактура типографская (окраска, шрифт и так далее).
К.Малевич завершает теоретическую работу "О новых системах в искусстве", которая в конце года будет напечатана в полиграфической мастерской УНОВИСа в Витебске, куда он едет работать в Народную художественную школу, возглавлявшуюся Марком Шагалом. Вскоре Малевич хочет ввести новую систему художественного образования, при которой все формы искусства развиваются на основе супрематизма.
Новое произведение Алексея Крученых "Ожирение роз". "Ранее было разумное или безумное; мы даем третье - заумное - творчески претворяющее и преодолевающее их. Заумное, берущее все творческие ценности у безумия (почему и слова почти сходны), кроме его беспомощности - болезни. Заумь перехитрила..."
Опубликована статья Велемира Хлебникова "Наша основа". Сравнение языка с игрой в куклы, сделанные из кусков ткани (имеются в виду звуки) и собранные воедино. В работе понятие зауми используется в наиболее широком смысле. Хлебников говорит о громадном потенциале смысла, заключенного в "заумном языке". Появление мыслей о том, что заумный язык может стать разумным путем осознания значения, которое несет каждый звук.
Статья Велемира Хлебникова "О современной поэзии". "Словотворчество" Хлебникова - это способ приближения к смыслу. Мир сводится к 28 звукам алфавита, и, значит, его можно держать в руках. "Словотворчество учит, что все разнообразие слов исходит от основных звуков азбуки, заменяющих семена слова. Из этих исходных точек строится слово и новый сеятель языков может просто наполнить ладонь 28-мью звуками азбуки, зернами языка".
Статья Казимира Малевича "О поэзии". Исходя из принципа, что слова всего лишь "отличительные признаки", художник акцентирует важность ритма и темпа в этом предприятии освобождения, каковым является поэзия. "Поэту присущ ритм и темп и для него нет грамматики, нет слов, ибо поэту говорят, что изреченная мысль есть ложь, но я бы сказал, что мысли еще присущи слова, а есть еще нечто, что потоньше мысли и легче и гибче. Вот это изречь не только что можно, но даже совсем передать словами нельзя."
Первая государственная свободная выставка. В числе участников - Павел Филонов (23 полотна).
"Заумный язык значит находящийся за пределами разума"; "То, что в заклинаниях, заговорах заумный язык господствует и вытесняется разумный, доказывает, что у него особая власть над сознанием, особые права на жизнь наряду с разумным".
1920
В Витебской школе внедрен новый тип обучения, основанный на коллективных началах, названный "УНОВИС" (Утвердители Нового Искусства). Малевич прочел две лекции, в которых он излагает свои идеи о процессе коллективного творчества.
Декларация Павла Филонова "Декларация Мирового Расцвета". "Я художник мирового расцвета - следовательно, только пролетарий".
Проект Владимира Татлина "Башня 3-его Интернационала".
В декабре вышел альбом, изданный УНОВИСом, "Супрематизм. 34 рисунка". В предисловии к альбому К.Малевич разъясняет значение трех квадратов и цели супрематизма: "Супрематические формы как абстракция стали утилитарным совершенством. / Смысл каждого организма утилитарной техники ищет случая проникнуть в ту область, которую мы видим в супрематическом холсте. На самом деле, что такое холст, что в нем изображено: разбирая холст, мы видим в нем окно, через которое обнаруживаем жизнь. Суперматический холст изображает белое пространство, но не синее. Причина ясна - синее не дает реального представления бесконечного. Лучи зрения удаляются как бы в купол и проникнуть не могут в бесконечное. Супрематическое бесконечное белое дает лучу зрения идти, не встречая себе предела. / Супрематические три квадрата есть установление определенных мировоззрений и миростроений. Белый квадрат стал толчком к обоснованию миростроения как "чистого действия", <...> черный - экономия, красный как сигнал революции. / Странная вещь - три квадрата указывают путь, а белый квадрат несет белый мир. /<...>/ в чисто цветовом движении - три квадрата указывают на угасание цвета, где в белом он исчезает."
1921
Власти Витебска и сама Витебская школа высказываются против новых форм обучения УНОВИС.
В феврале К.Малевич закончил рукопись "Супрематизм. Мир как беспредметность".
Смерть А.Блока
Открывается Музей Художественной культуры (в Петрограде)
Н.Пунин выпускает монографию "Татлин (против кубизма)"
Малевич с несколькими учениками приезжает из Витебска в Петроград, чтобы прочитать лекции в МХК.
В конце года на выставке русского искусства (Берлин) выставлены несколько работ К.Малевича, в том числе "белое на белом". "Точильщик" куплен американским коллекционером для музея современного искусства "Societe anonyme".
1922
Закончена поэма "Зангези" В.Хлебникова
Смерть В.Хлебникова (28.06).
Татлин делает 10 траурных плакатов: "Хлебников умер - 28 июня - 1922"
Два доклада Казимира Малевича "Бог не скинут" и "Новые живописные доказательства". В Музей Художественной Культуры из Витебска переданы 32 полотна Малевича.
П.Филонов принимает участие в Первой выставке русского искусства в Берлине.
1923
Статья Александра Туфанова "Ритмика и метрика частушек при напевном строе". Автор статьи утверждает, что народ в своих поэтических композициях концентрирует внимание не на смысле, а на звуках, откуда и возникает непонимание исследователей. В целом работа поставила задачу определить основные пути новой поэтики, связав воедино проблемы значения согласных фонем и происхождения языков.
Статья Александра Туфанова "Освобождение жизни и искусства от литературы". Литература - комплекс понятий, свойственных реализму: дидактизм, объяснительный или даже повествовательный характер). В этом плане литература противопоставляется искусству. Заумь приравнивается к литературе, освобожденной от литературы. "Было время, когда в искусстве форму противопоставляли содержанию, но эволюция в сторону звуковой композиции в поэзии неизбежно выдвинула формальный принцип - противопоставление материала и приема".
Постановка поэмы "Зангези" В.Хлебникова, сценография В.Татлина.
Проводится выставка картин художников Петрограда всех направлений 1919-23 в Петрограде, среди участников - П. Филонов, В.Татлин (выставляет 66 единиц оформления "Зангези").
П.Филонов предлагает создать на базе МХК Институт исследования культуры современного искусства.
Малевич временно назначен на пост директора МХК (Сентябрь) и начинает его реорганизацию (см. 1924).
На Биеннале в Венеции Малевич выставил "Черный квадрат", "Черный круг", "Черный крест" и 6 рисунков "планит" (домов)
1924
Выходит сборник Александра Туфанова "К Зауми". Заумь называется "седьмым искусством". Возврат к следующей идее: "Я задался целью - установить <...> определенную функцию для каждого "звука": вызывать определенные ощущения движения". Слово принимается как "застывший ярлык на отношениях между вещами". "Материалом моего искусства служат произносительно-слуховые единицы языка, фонемы <...>". Туфанов предлагает вернуться к моменту зарождения языков?
МХК меняет свое название на "Исследовательский институт художественных знаний". Создан Музейный совет, состоящий из глав отделов института. В институте 5 отделов, кроме музейного:
Отдел живописной культуры. Глава - Малевич, в сотрудничестве со Львом Юдиным и Верой Ермолаевой.
Отдел органической культуры. Глава - Матюшин. В отделе - художники группы Матюшина "Зорвед"
Отдел материальной культуры. Глава - В.Татлин.
Экспериментальный отдел. Глава - П.Мансуров.
Идеологическое отделение. Глава, в начале - Филонов, затем - Пунин, в сотрудничестве с Н.Суетиным.
Дополнительно было организовано отделение по фонологии. Глава - И.Терентьев.
1925
Опубликована декларация Алексея Крученых "О заумном языке в русской литературе". В ней провозглашается победа зауми как в прозе, так и в поэзии. "Слово как бы получает самостоятельную жизнь и весомость (слово как таковое) и даже диктует события, обусловливает сюжет". "Заумь здесь - обостренная фонетика - угадывание через звук, или выявление звуком нашего подсознательного".
8-го июля газета "Правда" публикует постановление Политбюро "О политике Партии в области художественной литературы".
ИНХУК, где директором является К.Малевич, получил статус Государственного.
Даниил Ювачев-Хармс подает заявление о приеме в Ленинградское отделение Всероссийского Союза Поэтов. В приемную комиссию было представлено две тетради стихов.
В середине октября проходит вечер ленинградских заумников, на нем выступали А.Туфанов, А.Введенский, Д.Хармс.
В октябре на выставке учеников ВХУТЕИНа вокруг Филонова собирается круг художников. Принимается устав Коллектива Мастеров аналитического искусства, гласящий, что он - "явление исключительное в сравнении с другими объединениями и группировками <...> целиком стоит на платформе ВКП(б) <...> ни один член не имеет права входить в другие художественные объединения <...> в Коллектив принимаются исключительно только мастера, поставленные на принцип аналитической сделанности <...> и принимающие идеологию целиком".
Татлин делает проект и модель "Памятника III Интернационала". Модель изготовлена в Отделе Материальной культуры ГИНХУКа.
После ухода Татлина во Вхутемас, отдел сначала возглавляет Н.Суетин, потом он сотрудничает с Малевичем, который на его базе воплощает свои замыслы супрематической архитектуры, изготовляя ряд моделей, названных им "архитектонами" (также в сотрудничестве с Чашником).
В марте был создан "Орден заумников DSO". Новое восприятие времени как "качественного множества", охватывающего всю длительность и превращающего его в текущее настоящее. В течение года "Орден..." преобразован в "Левый фланг". Самыми приближенными к организатору "Ордена..." А.Туфанову называют Хармса и Вигилянского (?).
Согласно теории расширенного восприятия мира и непосредственного восприятия времени Туфановым была предложена заумная классификация поэтов по кругу. "Одни поэты под углом 1-40 град. исправляют мир, другие под углом 41-89 град. воспроизводят, 3-и под углом 90-179 град. украшают мир. Только заумники и экспрессионисты при восприятии под углом 180-360 град, искажая или преображая,- революционны."
1926
В начале января А.Введенский и Д.Хармс создают "Школу чинарей".
В марте Д.Хармс принят в Союз Поэтов.
В сентябре "чинари" вступают в сотрудничество с Литературно-Театральной группой "Радикс".
21 сентября А.Введенский и Д.Хармс начинают писать драму "Моя мама вся в часах". "В муках организационных неурядиц работа над пьесой и подбор труппы близились к благополучному концу. Я <И.Бахтерев> делал эскизы будущего оформления, музыкант Яков Друскин <о нем во второй части работы - на полях 2 и 8 страниц> подбирал музыку из раздобытых нот современных композиторов <...>. Репетировали у меня, в столовой родительской квартиры, иной раз в гостиной семьи Введенских." (Из И.Бахтерев. Воспоминания о Заболоцком)
Они направляют К.Малевичу как главе ГИНХУКа письмо, с просьбой о выделении площадей для проведения репетиций и экспериментов по поиску нового театра, в котором все его элементы были бы равноценны: сюжет, актеры, музыка, звук, свет, декорация,- все. В ГИНХУКе проходят репетиции "Моя мама вся в часах" (октябрь).
Выпущена книга Дм.Петровского "Повесть о Хлебникове" (Воспоминания о Велемире Хлебникове), оформление обложки выполнено В.Татлиным. Татлин делает сценографию спектакля "К звездам" В.Гжицкого (на украинском языке). Он повторяет "Угловой Контр-рельеф" (1915 года), что связано с деятельностью ГИНХУКа.
В августе Н.Заболоцкий пишет стихотворение "Восстание" и посвящает его "Даниилу Хармсу, автору "Комедии города Петербурга", они познакомились еще весной этого года.
В ноябре Н.Заболоцкого и Е.Вигилянского (ведущий исполнитель пьесы "Моя мама...") призывают в ряды Красной Армии. "Радикс" рухнул.
К.Малевич снят с поста директора ГИНХУКа.
Музейный отдел Института закрывается и его коллекция передается в Государственный Русский музей.
Отчетная выставка ГИНХУКа, на которой было представлено большое количество "архитектонов", была использована членами АХР для возбуждения политических подозрений с целью закрытия Института. Институт ликвидирован, а его отделы и их сотрудники переведены в Государственный институт истории искусств.
Малевич закончил написание статьи "Введение в теорию прибавочного элемента в живописи".
Хармс выступает с чтением своих произведений на вечере в Союзе поэтов 12 ноября.
В этом году выходит сборник Ленинградского отделения Союза Поэтов "Собрание стихотворений", где в качестве поэта дебютирует Д.Хармс.
1927
Д.Хармс, А.Введенский, И.Бахтерев выступают в кружке друзей камерной музыки. В феврале "чинари" встречаются с К.Малевичем и ведут переговоры о возможности объединения поэтов и художников.
В марте Хармс предлагает создать "Академию Левых Классиков", цель которой "Борьба с халтурой, с косностью формы и чувства. Новая форма - Революция." 28 марта - выступление "чинарей" на заседании литературного кружка Института Истории Искусств, вызвавшее скандал.
Нереализованный альманах "Академии Левых Классиков" "Радикс" (май). Предполагалось несколько разделов, в том числе: "теоретический" (Л.Гинзбург, К.Малевич), творческий (Бахтерев, Введенский, Хармс).
Малевич заканчивает серию таблиц для лекций о значении и пользе прибавочного элемента в художественном образовании, в марте уезжает в Варшаву, где показывает польским художникам свои картины, потом перемещается в Берлин, где остается до июня. В апреле им посещен "Баухауз" в Дессау, где он знакомится с В.Гроппиусом и Л.Мохоли-Наги, который позаботился об опубликовании введения Малевича о супрематизме и прибавочном элементе в искусстве. С мая по сентябрь его работы выставлены в отдельном зале на выставке "Grosse Berliner Kunstausstellung".
24 декабря - Д.Хармс закончил написание "Елизаветы Бам".
Проект вечера "Три левых часа".
Н.Суетин совместно с Малевичем разрабатывает идею социалистических городов-спутников Москвы.
И.Г.Терентьев режиссирует "Ревизор" Гоголя, П. Филонов руководит оформлением (Ленинградский Дом Печати, постановка запрещена)
1928
24 января - вечер "Три левых часа" в Ленинградском Доме Печати. "В первый литературный час Хармс выезжал на черном лакированном шкафу, Даниил стоял на верхотуре подпудренный, бледнолицый, в длинном пиджаке, украшенном красным треугольником, в любимой золотистой шапочке с висюльками, стоял как фантастическое изваяние или неведомых времен менестрель. Он громогласно, немного нараспев читал "фонетические" стихи. Вдруг, достав из жилетного кармана часы, он попросил соблюдать тишину и объявил, что в эту минуту на углу <Невского> проспекта и улицы <Садовой> Николай Кропачев читает свои стихи." (И.Бахтерев. Воспоминания о Заболоцком.)
При Ленинградском Доме Печати в "Афишах" выпущен:
МАНИФЕСТ ОБЭРИУ
ОБЭРИУ <...> объединяет работников всех видов искусства, принимающих его художественную программу и осуществляющих ее в своем творчестве. ОБЭРИУ делится на 4 секции: литературную, изобразительную, театральную и кино. Изобразительная секция ведет работу экспериментальным путем, остальные секции демонстрируются на вечерах, постановках и в печати. В настоящее время ОБЭРИУ ведет работу по организации музыкальной секции.
Общественное лицо ОБЭРИУ
Громадный революционный сдвиг культуры и быта, столь характерный для нашего времени, задерживается в области искусства многими ненормальными явлениями. Мы еще не до конца поняли ту бесспорную истину, что пролетариат в области искусства не может удовлетвориться художественным методом старых школ, что его художественные принципы идут гораздо глубже и подрывают старое искусство до самых корней. Нелепо думать, что Репин, нарисовавший 1905 год,- революционный художник. Еще нелепее думать, что всякие АХРцы несут в себе зерно нового пролетарского искусства.
Требование общепонятного искусства, доступного по своей форме даже деревенскому школьнику,- мы приветствуем, но требование только такого искусства заводит в дебри самых страшных ошибок. В результате мы имеем груды бумажной макулатуры, от которой ломятся книжные склады а читающая публика первого Пролетарского Государства сидит на переводной беллетристике западного буржуазного писателя.
Мы очень хорошо понимаем, что единственно правильного выхода из создавшегося положения сразу найти нельзя. Но мы совершенно не понимаем, почему ряд художественных школ, упорно, честно и настойчиво работающих в этой области - сидят как бы на задворках искусства, в то время как они должны всемерно поддерживаться всей советской общественностью. Нам не понятно почему Школа Филонова вытеснена из Академии, почему Малевич не может развернуть своей архитектурной работы в СССР, почему так нелепо освистан "Ревизор" Терентьева? Нам не понятно, почему так называемое левое искусство, имеющее за своей спиной немало заслуг и достижений, расценивается, как безнадежный отброс и еще хуже,- как шарлатанство. Сколько внутренней нечестности, сколько собственной художественной несостоятельности таится в этом диком подходе.
ОБЭРИУ ныне выступает, как новый отряд левого революционного искусства. ОБЭРИУ не скользит по темам и верхушкам творчества,- оно ищет органически нового мироощущения и подхода к вещам. ОБЭРИУ вгрызается в сердцевину слова, драматического действия и кинокадра.
Новый художественный метод ОБЭРИУ универсален, он находит дорогу к изображению какой угодно темы. ОБЭРИУ революционно именно в силу этого своего метода.
Мы не настолько самонадеянны, чтобы смотреть на свою работу, как на работу, сделанную до конца. Но мы твердо уверены, что основание заложено крепкое и что у нас хватит сил для дальнейшей постройки. Мы верим и знаем, что только левый путь искусства выведет нас на дорогу новой пролетарской художественной культуры.
Поэзия ОБЭРИУТОВ
Кто мы? И почему мы? Мы, обэриуты,- честные работники своего искусства. Мы - поэты нового мироощущения и нового искусства. Мы - творцы не только нового поэтического языка, но и созидатели нового ощущения жизни и ее предметов. Наша воля к творчеству универсальна, она перехлестывает все виды искусства и врывается в жизнь, охватывая ее со всех сторон. И мир, замусоренный языками множества глупцов, запутанный в тину "переживаний" и "эмоций",- ныне возрождается во всей чистоте своих конкретных мужественных форм. Кто-то и посейчас величает нас "заумниками". Трудно решить,- что это такое - сплошное недоразумение, или безысходное непонимание основ словесного творчества? Нет школы более враждебной нам чем заумь. Люди реальные и конкретные до мозга костей, мы - первые враги тех, кто холостит слово и превращает его в бессильного и бессмысленного ублюдка. В своем творчестве мы расширяем и углубляем смысл предмета и слова, но никак не разрушаем его. Конкретный предмет, очищенный от литературной и обиходной шелухи, делается достоянием искусства. В поэзии - столкновение словесных смыслов выражает этот предмет с точностью механики. Вы как будто начинаете возражать, что это не тот предмет, который вы видите в жизни? Подойдите поближе и потрогайте его пальцами. Посмотрите на предмет голыми глазами и вы увидите его впервые очищенным от ветхой литературной позолоты. Может вы будете утверждать, что наши сюжеты "не-реальны" и "не-логичны"? А кто сказал, что житейская логика обязательна для искусства? Мы поражаемся красоте нарисованной женщины, несмотря на то, что вопреки анатомической логике, художник вывернул лопату своей героини и отвел ее в сторону. У искусства своя логика и она не разрушает предмет, но помогает его познать.
Мы расширяем смысл предмета, слова и действия. Эта работа идет по разным направлениям, у каждого из нас есть свое творческое лицо и это обстоятельство кое-кого часто сбивает с толку. Говорят о случайном соединении различных людей. Видимо полагают, что литературная школа - это нечто вроде монастыря, где монахи на одно лицо. Наше объединение свободное и добровольное, оно соединяет мастеров, а не подмастерьев - художников, а не маляров. Каждый знает самого себя и каждый знает - чем он связан с остальными.
А.ВВЕДЕНСКИЙ (крайняя левая нашего объединения) <через него Даниил Хармс познакомился с Яковом Друскиным: последний учился в одном классе с Введенским>, разбрасывает предмет на части, но от этого предмет не теряет своей конкретности. Введенский разбрасывает действие на куски, но действие не теряет своей творческой закономерности. Если расшифровать до конца, то получается в результате - видимость бессмыслицы. Почему - видимость? Потому что очевидной бессмыслицей будет заумное слово, а его в творчестве Введенского нет. Нужно быть побольше любопытным и не полениться рассмотреть столкновения словесных смыслов. Поэзия не манная каша, которую глотают не жуя и о которой тотчас забывают.
К.ВАГИНОВ, чья фантасмагория мира проходит перед глазами как облеченная в туман и дрожание. Однако через этот туман вы чувствуете близость предмета и его теплоту, вы чувствуете наплывание толп и качание деревьев, которые живут и дышат по-своему, по-вагиновски, ибо художник вылепил их своими руками и согрел их своим дыханием.
ИГОРЬ БАХТЕРЕВ - поэт, осознающий свое лицо в лирической окраске своего предметного материала. Предмет и действие, разложенные на составные, возникают здесь обновленные духом новой обэриутской лирики. Но лирика здесь не самоценна, она - не более как средство сдвинуть предмет в поле нового художественного восприятия.
Н.ЗАБОЛОЦКИЙ - поэт голых конкретных фигур, придвинутых вплотную к глазам зрителя. Слушать и читать его следует более глазами и пальцами, нежели ушами. Предмет не дробится, но наоборот,- сколачивается и уплотняется до отказа, как бы готовый встретить ощупывающую руку зрителя. Развертывание действия и обстановка играют подсобную роль к этому главному заданию.
ДАНИИЛ ХАРМС - поэт и драматург, внимание которого сосредоточено не на статической фигуре, но на столкновении ряда предметов, на их взаимоотношениях. В момент действия предмет принимает новые конкретные очертания, полные действительного смысла. Действие, перелицованное на новый лад, хранит в себе "классический отпечаток" и в то же время - представляет широкий размах обэриутского мироощущения. <Следует заметить, что связь с обэриутством явно отмечена только у Введенского и Хармса: первый - крайняя левая объединения, у второго - широкий размах обэриутского мироощущения>
БОР.ЛЕВИН - прозаик, работающий в настоящее время экспериментальным путем.
Таковы грубые очертания литературной секции нашего объединения в целом и каждого из нас в отдельности, остальное договорят наши стихи.
Люди конкретного мира, предмета и слова,- в этом направлении мы видим свое общественное значение. Ощущать мир рабочим движением руки, очищать предмет от мусора стародавних истлевших культур,- разве это не реальная потребность нашего времени? Поэтому и объединение наше носит название ОБЭРИУ - Объединение Реального Искусства.




Вот собственно и все
2000, 29 янв.
Фрейдин Е.О.
Список использованной литературы (Обе части)

1. Жан-Филипп Жаккар "Даниил Хармс и конец русского авангардизма" (на франц.яз - Берн 1991, на рус.яз - Спб 1995)
2. М.Ямпольский "Беспамятство как исток /читая Даниила Хармса/"
3. "Горло бредит бритвою" ("Глагол" №4/1991)
4. журнал "Театр" № 11 1991 (посвященный конференции об ОБЭРИУ)
5. Д.Хармс. Собрание произведений в 2-х томах М.1994
6. Д.Хармс "Полет в Небеса"
7. Е.Красильникова "Русская авангардистская драма: человек отчужденный"
8. Д.Токарев "Даниил Хармс: философия и творчество"
9. М.Золотоносов "Формула Великой Тайны /записки отстранившегося/" (о Друскине) - "Московские новости" №42, 2-8 ноября 1999
10. "Владимир Татлин /ретроспектива/" (каталог выставок) Городской Кунстхалле Дюссельдорфа и авторы (1994)
11. "Филонов / Аналитическое искусство/" изд."Советский художник" (1990) - Nicoletta Misler, John E. Bowlt (1984)
12. "Малевич /художник и теоретик/" изд."Советский художник" (1990) - Йоуп М.Йоустен
13. Различные справочники и календари по истории, вестники АН СССР и РФ.
Сайт управляется системой uCoz