Homo-Orchestra/project
Сравнительная характеристика площадей Возрождения и Барокко Италии и Франции
© Фима.фр 2003. Сдано АА Гудкову/НГАХА
План
Введение
  1. Венеция. Ансамбль площадей перед собором Св.Марка
  2. Флоренция. Соборная площадь, Синьория, площадь Аннунциаты.
  3. Париж. Площади Вогезов и Дофина
  4. Рим. Площадь Капитолия.
Заключение

Список использованной литературы

Введение

В данной работе будет рассмотрен ряд площадей Возрождения и Барокко Италии и Франции: ансамбль при соборе Сан-Марко в Венеции, площади Флоренции - Соборная, Синьория и Аннунциаты, Парижа - площадь Вогезов, Дофина и Вандомская, и в конце - площадь Капитолия в Риме.
В ходе анализа указанных примеров общественных пространств будут указаны общие приемы, использованные авторами, оптические эффекты, которые они вызывают.

Целью работы является определение этапов эволюции планировки общественных пространств и тенденций развития в последующих стилях.

1. Ансамбль площадей перед собором Сан-Марко.
Среди указанных площадей хронологически раньше всех начал формироваться ансамбль в центре Венеции.
Учитывая, что Венеция - город, расположенный на море, естественно, что центральная площадь имела с ним связь.
Ансамбль начал формироваться в IX веке. К тому времени первые очертания площади были определены старыми церквями Сан-Теодоро и Сан-Джеминьяно, базиликой святого Марка и зданием Дворца Дожей.
В XII веке была перенесена церковь Сан-Джеминьяно, вход на Пьяцетту со стороны лагуны был оформлен двумя колоннами, увенчанными бронзовыми изваяниями, а также была возведена башня (архитектор Николо Баратьери) высотой 60 метров, отметившая границу с площадью святого Марка.
Ко второй трети XIII века обе площади получили каменное мощение, в дальнейшем богато декорированное. Параллельно с уточнением плана ансамбля перестраивались здания, его формировавшие - собор Святого Марка и Дворец Дожей. К середине XIII века собор имел все пять куполов и главный фасад, позднее лишь незначительно дополненный декором и измененный.
Дворец Дожей, перестройка которого со стороны Пьяцетты началась в 1310-1340х гг, получил фасады в готических формах в XV веке (Ренессанс пришел в Венецию несколько позже). В начале XVI века архитектор Бартоломео Бруно увеличивает высоту колокольни Сан-Марко до 100 метров и центральный ансамбль города приобретает гармоничное решение в контрастном сочетании пятикуполья собора с кубистической массой Дворца и остроконечной вертикалью колокольни.
Позднее площадь расширяется. После постройки в 1496-1517 гг Старых Прокураций, в 1536-53 Якопо Сансовино, отодвинув линию зданий южнее, сооружает Библиотеку и Лоджетту при колокольне, оставив между ними интервал в 10м, далее Скамоцци сохранил заданную границу, создав Новые Прокурации.
Окончательное оформление площадь получила к 1912 году - после восстановления Колокольни и Лоджетты.
Следует отметить такую особенность - площадь Сан-Марко создавалась в период Средневековья, потому она представляет собой пример использования приемов различных эпох - до Ренессанса в его расцвете.

Заметки:
  1. Ведущий художественный мотив - гармония контрастов
  2. Сочетание различных типов площадей: глубинной (площадь Св.Марка относительно Собора) и широтной (Пьяцетта относительно Палаццо Дожей); открытой (Пьяцетта) и замкнутой (Сан-Марко)
  3. Прием Ренессанса: здания с однотипным декором (Прокурации, библиотека выполнены в едином стиле) выявляют архитектурные акценты ансамбля: Дворец, Собор, Колокольню.
  4. Открытые площади (ориентированные на внешние объекты) подобные Пьяцетте (визуальная связь с монастырем Сан-Джорджо-Маджоре), характеры для Барокко и следующих за ним этапов развития архитектуры.

2. Флоренция. Соборная площадь, площадь Синьории, площадь Аннунциата.
Камилло Зитте отмечает, что в традиционном итальянском городе есть три основных площади: Соборная (во Флоренции - перед собором Санта-Мария дель Фьоре), Синьории (общественная, отмеченная ратушей) и Рыночная.
Соборная площадь во Флоренции несет на себе отпечаток архитектуры и планировочной структуры поздней готики. Решающей силой ансамбля этого стиля являлся массив собора, дворца или ратуши.
Собор Санта-Мариа дель Фьоре был начат архитектором Арнольфо ди Камбио в 1294 (перестроен в 1357 г. Франческо Талента, купол Ф.Брунеллеско 1420-1434 г.) и сформировал большую по размерам площадь. Но центральное положение здания сделало большое в реальности пространство очень тесным, что характерно для городов готики. Вместе с собором ансамбль дополняют кампанила и колокольня. Восприятие всех объектов с площади фрагментарно и в целом ансамбль можно увидеть с окружающих Флоренцию холмов.
Площадь Синьории, связанная с Соборной улицей Кальцайоли, меньшая по размерам, более просторна по виду. На ней ди Камбио начинает строительство палаццо Веккио. Площадь также замкнута, что создано с помощью ряда оптических приемов:
- с основных точек зрения не видны широкие улицы (их центральные оси не совпадают с направлением взгляда зрителя)
- искусственное ограничение с помощью портика по ул.Уффици (архитектор Дж.Вазари, 1574), перекрывающего вид на р.Арно.
Следует отметить особенности композиции площади:
Башня и главный вход палаццо Веккио сдвинуты вправо от оси площади (связано с основным входом на площадь с улицы Кальцайоли).
Зитте отмечает, что основой площади являются проезжие дороги и пешеходные пути. На следующем этапе экономического развития города, если требуется возведение акцента в виде фонтана или монумента, их сооружают на месте, свободном от движения, что и в современности является условием комфорта. Поэтому статуи и фонтан Синьории и других ренессансных площадей расположены в стороне от дорог, вследствие чего середина площади свободна и она (Синьория) достаточно свободна при своей замкнутости, также по причине, что все здания (кроме палаццо Веккио) не превышают 1/3 ширины площади.
Однако Синьория является завершенным ансамблем середины эпохи Возрождения с явными готическими и средневековыми влияниями.
Действительным отражением градостроительных теорий Ренессанса считают площадь Аннунциаты во Флоренции.
Ее отличает:
  • однородность архитектурного убранства
  • галерея как ведущий мотив второстепенных зданий аккомпанирует в главном
  • близкая к прямоугольной форма плана
  • центральное положение монументов (конная статуя Фердинанда I, 1608 г.) - влияние барокко.
В заключение об этой площади следует сказать что она сформирована аркадами (галереями) Воспитательного дома (Ф.Брунеллеско, 1419-1445), монастыря Серви ди Мерия (1518) и церкви Сантиссима Аннунциата (XIII-XV, галерея 1601-04 гг.)
Особенностями рассмотренных площадей являются:
  • замкнутость,
  • единое архитектурное решение второстепенных зданий (ул.Уффици - яркий пример)

3.Площади позднего Возрождения в Париже
В условиях тесной и плотной застройки средневекового Парижа появление наполненных воздухом и простором пространств, сохранивших тем не менее свою замкнутость, выразило некоторые Ренессансные теории об идеальном городе.
Королевская площадь (Вогезов) имеет квадратный план. Она началась с постройки трехэтажного корпуса мануфактуры в 1605 году. К 1612 г архитектор Клод Шатийон закончил площадь, возведя еще три корпуса. К 1639 году в центре площади был поставлен конный памятник Людовику XIII.
Исследователи отмечают сочетание воздушного простора и замкнутого плана. С малых улиц на площадь можно попасть только через аркады. Единообразное решение архитектуры отсылает к площади Аннунциаты.
Хотя, как отмечает Седов (Проект классика), в Италии уже есть опыт строительства открытых площадей, этот вариант решения общественного пространства был использован через несколько лет при оформлении центрального ансамбля Мадрида, имея в качестве источника теоретические работы мастеров Возрождения.
Площадь Дофин в ансамбле с Новым мостом решают стрелку острова Сите на р.Сене.
По мнению Бунина площадь, окруженная жилой застройкой не представляет художественной ценности. Однако интересным является расположение на открытом пространстве стрелки конной статуи Генриху IV. Площадь построена к 1608 г. на искусственной насыпи, включивший Новый мост (первый каменный мост без жилых домов в Париже) в остров Сите.
Это яркий пример тенденций стиля Барокко в градостроительстве. Если Ренессансная площадь замкнута и не допускает разрыва (Вандомская площадь, пл.Вогезов), то барочная - открыта и ее главные оси выходят за границы, включая общественное пространство в структуру города.

4. Римские площади эпохи Барокко.
Среди художественно решенных площадей Рима следует отметить Капитолия (арх.Микеланджело 1538-1564) как предвестницу Барокко; площадь дель Попполо (1662-64), площадь собора Св.Петра (1656-1667) и Испанскую с Испанской лестницей (1721-25)
В данной части будет рассмотрен ансамбль, созданный Микеланджело, так как в его планировке хорошо видны элементы зарождающегося стиля Барокко.
Интересен факт установки в центре площади конной статуи Марка Аврелия (период античности), которая находилась на пустом пространстве несколько лет, тем не менее, она была способна его сформировать.
Площадь сочетает в себе элементы ренессансной традиции и нового стиля.
Вход на нее осуществляется по лестнице. Абрис пространства сформирован одинаковыми корпусами Музея, выявляющие симметричный трапециевидный план. Единообразное их решение акцентирует внимание зрителя на дворце Сенатора, служившем ратушей клерикального Рима. Площадь открыта со стороны входа городу, ограниченная парапетом, на котором установлены античные статуи.
Также Микеланджело использует ряд приемов для достижения оптического эффекта геометрической правильности:
- Мощение выполнено в форме эллипса (пересечение осей симметрии в месте установки памятника Марку Аврелию), при взгляде с лестницы сокращенного в перспективе и принимающего вид круга.
- В перспективе от входа на площадь здания музея оптически становятся параллельными, из-за трапециевидного плана площади.
Таким образом, ясно выявлено художественное начало площади Капитолия.
В реализованном проекте площади собора Св.Петра и других барочных площадей были использованы мотивы ансамбля Капитолийского холма.

Заключение
Таким образом можно проследить развитие планировки площадей в период от Раннего Возрождения до Раннего Барокко.
Следует отметить этапы эволюции площади.
  1. Площадь средневекового города замкнута и эмоционально тесна, восприятие главных зданий раздроблено (Соборная во Флоренции).
  2. Сохранение замкнутости, применение ряда художественных приемов для ее обеспечения. Положение малых форм и скульптуры на свободных от пешеходного и транспортного движения местах.
  3. Расширение площадей при замкнутости, применение геометрически выверенного плана (прямоугольник, квадрат), единое архитектурное решение зданий с целью выявления главного, наполнение воздухом (Аннунциаты во Флоренции, Вогезов и Вандомская в Париже).
  4. Художественные приемы в планировке, использование оптических эффектов, повышенное внимание к зрителю (Дофина в Париже, Капитолия и собора Св.Петра в Риме).
  5. Раскрытие композиции площади к городу, оптическая и градостроительная связь с другими ансамблями (Пьяцетта в Венеции, Дофин в Париже, Капитолия и собора Св.Петра в Риме)
Последние указанные этапы ярко проявились и были развиты в композициях на следующих этапах развития градостроительства - от классицизма до современности.
Использованная литература
  1. Зитте К. Художественные основы градостроительства // пер. с нем. Я.Крастиньша. - М:Стройиздат, 1993.- 255 с.: ил.
  2. История градостроительного искусства: в 2-х т.- 2-е изд. - М.: Стройиздат, 1979 Т.1. Бунин А.В. Градостроительство рабовладельческого строя и феодализма 495 с., ил.
  3. Jordan R.Furneaux "A concise History of Western Architecture" .- London: Thames & Hudson, 1976.- 359 c.
  4. Материалы сайта www.projectclassica.ru (электронная версия журнала "Проект Классика")
Сайт управляется системой uCoz