Homo-Orchestra/project

Родился в 1890 в местечке Починок Смоленской губернии.
В 1908-1909 году пытался поступить в Академию Художеств в Петербурге (возможно на архитектурный факультет).
В 1909 - 1914 году учился в Дармштадтском политехническом институте на архитектурном факультете, позже закончил Рижский политехнический институт для получения российского диплома архитектора.

Вообще Лазарь Маркович Лисицкий работал в различных областях архитектуры и дизайна: типографика, изобразительное творчество, оформление выставок, градостроительство, ландшафт, предмет и интерьер, разработка мебели, фотография и другие.

Причем его творчество в этих категориях можно рассматривать одновременно как деятельность совершенно разных людей и как единое целое.
Последнее - проблематично, так как объекты, созданные им, например, в детской книге и области архитектуры настолько различны и в то же время в них есть нечто неуловимое, роднящее их между собой.

В 1916 году Лазарь Маркович Лисицкий работает в Киеве в группе еврейских художников, с которыми ведет поиски национального стиля (еврейского). Следует провести параллели с деятельностью художественных кружков в России: Абрамцевского и Талашкинского. Отметим разность подхода к поискам русского стиля: сбор материала и эклектический подход - копирование; сбор материала и стилизация. Второй подход - заложенный в программе стиля "модерн" - более конструктивен и предполагает глубокий анализ. Метод, которым пользовался Лисицкий при оформлении некоторых еврейских книг соответствует стилизации (Пражская легенда, например), что было свойственно архитектуре (Французский art nouveau).

В 1918 году - член Художественной секции при Моссовете рабоче-крестьянских и солдатских депутатов.

В 1919 году Лисицкий по приглашению Марка Шагала переезжает для преподавания в Витебск.
В ноябре привозит в Витебск Казимира Малевича, впоследствии вытеснившего Шагала и провозгласившего супрематизм системой преподавания.
Организация группы УНОВИС (Утвердители Нового Искусства)
Лисицкий работает над связью супрематизма, дизайна и архитектуры.
Термин Архитектонические поиски: создание на основе супрематических композиций аксонометрий.
Термин Проун: проект утверждения нового.

Заметим, что на Западе Эль Лисицкий воспринимается как художник - последователь Малевича и только в ключе супрематизма. Но первоначально супрематизм был назван "новым живописным реализмом", в то время как проун - архитектурное творчество, о чем было сказано выше.


"Мы увидели, что новое живописное произведение, создаваемое нами, уже не является картиной. Оно вообще ничего не представляет, но конструирует пространство, плоскости, линии с той целью, чтобы создать систему новых взаимоотношений реального мира. И именно этой новой структуре мы дали название - проун"
Эль Лисицкий
Из письма в "ABC, Beitrage zum Bauen"


"Творец проунов концентрирует в себе элементы современного знания и все системы и методы, и творит с их помощью пластические элементы, которые расположены подобно элементам природы… Возможно, это все представляет собой лабораторную работу. Но она не делает научных препаратов, понятных и интересных лишь узкому кругу специалистов. Она производит живые тела, предметы специфического рода, чье воздействие не поддается измерению ни манометром, ни амперметром…"


Мы слушаем музыку… Она плоска как лист бумаги…Мы смотрим на партитуру и не видим ничего, кроме пяти линий ("нотный стан"), точек с палочками, хвостиками и разных закорючек (ноты и паузы)…
Вслушаемся в тишину… Она многопланна…
Заглянем в лист бумаги… Его пространство безгранично и архитектор Лисицкий описывает это пространство проунами… Проуны исполнили роль партитуры тишины.
Проун - пространственное изображение - "это было космическое пространство, ограниченное рамой картины, в котором парили геометрические тела, находящиеся в равновесии за счет невероятных взаимных напряжений" (Воспоминания Софи Кюпперс о русской художественной выставке 1922 года в Берлине)


Архитектор смотрит на план здания (помещения). Фотограф воспринимает данный кадр как совокупность форм, организующих композицию. Дирижер (композитор, музыкант) читает ноты и видит в черно-белом изображении множество планов, составляемых из главной темы и второстепенных.

Отличительной чертой творчества Эля Лисицкого является универсальный метод работы в фотографии, полиграфии и архитектуры - составление самодостаточной композиции (проуна), на основе которой реализуется весь проект.

Рассмотрим его работы в области архитектуры. Он сотрудничает с организацией "АСНОВА". Его проекты яхт-клуба, поселка при текстильном комбинате основаны (информация по письмам к Софи Кюпперс) на проунах, как и проект горизонтального небоскреба.

Отдельно следует отметить проект "Трибуна для площади" (Ленинская трибуна). Он был выполнен в мастерской Лисицкого в Витебске совместно с учениками УНОВИСа в процессе изучения курса архитектоники.

Обратимся к фотографии. Работа с материалом и технологией захватывает его. Он экспериментирует и творит. Его фотомонтажи, фотограммы известны во всем мире. Лисицкий отдает себе отчет в том, что он Фотограф, а не Архитектор при работе в данной области, технология играет большую роль. Следующим шагом в этой области стало сочетание натуры (человека) и геометрии в фотограмме (Конструктор)

В область полиграфии (как художник книги) он также привнес новизну. Появилось понятие оформления обложки. Он также использовал проун как основу. Он оперирует составляющими обложки как элементами общей композиции не только титула, но и всего объема книги. Он работает не над оформлением частного (страницы), а общего - макета и всего объема книги.


Далее обратимся к области выставочного дизайна. Каждая экспозиция представляет собой не примитивную развеску экспонатов в полях стен. В организации выставки заложена идея, выражаемая всеми возможными способами. При подготовке Всероссийской Сельскохозяйственной Выставки Лисицкий заключил договор не на оформление отдельного павильона, а на разработку программы выставки и ее полного оформления.

Лисицкий является автором большого количества статей по архитектуре, дизайну и искусству, среди которых наиболее известны "Катастрофа Архитектуры", "Наша книга".

Эль Лисицкий умер 30 декабря 1941 года в Москве.

Все его тексты подписаны: Архитектор Эль Лисицкий
Фрейдин Ефим Олегович 29.12.01
h-o-p@narod.ru
Использованная литература:

Sophie Lissitzky-Kuppers
El Lissitzky: maler architect typograf fotograf.-Dresden: 1967

Мастера советской архитектуры об архитектуре.-Т2 - Советская архитектура.- М: Искусство: 1975

Зодчество 1(20).- М: Стройиздат, 1973

Camilla Gray
The Great Experiment: Russian Art 1863-1922.- London: Thames and Hudson, 1962
Сайт управляется системой uCoz